Административная и уголовная ответственность в сфере незаконной миграции

Административная и уголовная ответственность

в сфере незаконной миграции

В соответствии с Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622  «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы» одной из задач миграционной политики Российской Федерации является дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Так, законодательством Российской Федерации за противоправные действия в сфере незаконной миграции предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Выделяются две основные категории административных правонарушений: в области защиты Государственной границы Российской Федерации и в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Административными правонарушениями в области защиты государственной границы могут быть признаны нарушения установленного порядка управления в этой сфере, посягающие на систему обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики, в том числе часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (часть 3 статьи 18.1, часть 2 статьи 18.2, часть 2 статьи 18.3, статьи 18.4 — 18.6 КоАП РФ).

В области миграционных отношений выделяются нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил:

— пересечения Государственной границы Российской Федерации, порядка следования от нее до пунктов пропуска и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП РФ);  въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в ней                          (статья 18.2 КоАП РФ);

— въезда либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ);

— пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 18.9 КоАП РФ);

— провоза лиц через Государственную границу Российской Федерации (статья 18.14 КоАП РФ);

— незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (статья 18.15 КоАП РФ), незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (статья 18.10 КоАП РФ).

Субъектами указанных правонарушений выступают как физические лица (граждане (должностные лица) Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды), так и юридические лица.

В качестве наказания за данные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях — предупреждение, административное приостановление деятельности.

В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Преступления в сфере миграции относятся к категориям преступления против порядка управления.

Основные составы преступлений в сфере миграционных отношений закреплены в статьях 322.2 и ст. 322.3 УК РФ, которыми установлена ответственность применительно к миграционным отношениям за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.

В качестве наказания за данные преступления предусмотрено как наложение штрафа, так и принудительные работы, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Кроме того, установлена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации (статья 322.1 УК РФ), незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (статья 322 УК РФ).

При этом в 2021 году прокуратурой района в связи с выявлением нарушений в сфере незаконной миграции в органы предварительного расследования направлен 1 материал для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по которому возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Кроме того, в связи с выявлением нарушений установленного порядка и формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, по постановлению прокурора района к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ привлечено общество с ограниченной ответственностью, судом назначено наказание в виде предупреждения.

Прокуратура Симферопольского района