Недопустимость распространения в сети «Интернет» и файлообменных сетях экстремистских материалов

В настоящее время условно можно выделить 3 пути пресечения доступа к экстремистской информации в Интернете.

Порядок, установленный статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а именно – путем включения Интернет-ресурсов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в Интернете, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — Реестр), применяется только при выявлении материалов, ранее не признававшихся экстремистскими.

Наряду с ним при выявлении в Интернете материалов из Федерального списка экстремистских материалов (к примеру, электронных версий книг) применяется практика предъявления требований к Интернет-провайдерам, что согласуется с имеющейся судебной практикой.

Такая практика вызвана неурегулированностью на законодательном уровне порядка внесения в Реестр сведений в отношении Интернет-ресурсов, на которых распространяются материалы, признанные экстремистскими до создания Реестра и включенные в Федеральный список экстремистских материалов (далее – ФСЭМ), их электронные копии.

Кроме того, основанием для включения в Реестр сведений в отношении Интернет-ресурсов, на которых распространяются экстремистские материалы, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещающейся в Интернете, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, при этом решение должно поступить непосредственно в Роскомнадзор.

Указанное обстоятельство также затрудняет включение в Реестр сведений в отношении ресурсов, на которых распространяются электронные версии материалов из ФСЭМ, поскольку судебные решения, на основании которых материалы внесены в ФСЭМ, хранятся в архивах судов по всей стране и, как правило, отсутствуют у правоохранительных органов, выявивших подобные материалы.

В силу приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» органы прокуратуры обязаны осуществлять систематический мониторинг сети «Интернет» и, в случае выявления экстремистских материалов, принимать предусмотренные законом меры реагирования.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Таким образом, в соответствии с возложенными обязанностями органы прокуратуры обязаны при выявлении указанных материалов вносить представления об устранении нарушений законодательства операторам связи.

В силу ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Проверки исполнения законодательства о противодействии распространению экстремистских материалов проводятся органами прокуратуры в отношении всех Интернет-провайдеров, в том числе магистральных, в равной степени, которые по представлению прокурора обязаны ограничить доступ к определенному ресурсу своим абонентам.

В случае невыполнения требований прокурора, изложенных в представлении, сотрудники прокуратуры в силу закона обязаны применить комплекс мер прокурорского реагирования в целях устранения нарушений, включая обращение с исковыми заявлениями в суды и привлечение виновных лиц к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнен статьей 15.3, предоставляющей Генеральному прокурору РФ или его заместителю право направлять требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанный порядок применяется только в отношении трех названных выше видов информации.

С учетом изложенного, правоохранительные, контролирующие органы, а также граждане при выявлении соответствующих материалов вправе направлять информацию в органы прокуратуры в целях внесения требований в Роскомнадзор, в том числе через раздел «Борьба с экстремизмом» на сайте прокуратуры края.